Школьное самоуправление


Что такое самоуправление в школе — это непосредственное участие детей в жизни образовательной организации. Ученики вправе решать вопросы обучения вместе с директором и учителями (прописано в статье 34 закона № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»).

Что это такое

Иногда понятие самостоятельного управления в школе путают с днем самоуправления, который традиционно проводят в день учителя. Это разные вещи. День самоуправления — разовая акция, больше направленная на примерку школьниками роли учителя. Если разобраться, что такое школьное самоуправление в широком понимании — это постоянное участие школьников в решении вопросов образования, обучения вместе с учителями и руководством школы.

Процесс самоуправления — это тесное взаимодействие учеников и школы. Школьники учатся работать друг с другом, с учителями, директором, отстаивать свое мнение, помогают выявлять проблемы и решать их. Участие в общественной жизни, понимание, что ты влияешь на решения, помогаешь школе становиться лучше, учит самостоятельности, ответственности, смелости.

Задачи самоуправления:

  • научить детей отстаивать собственные права и интересы;
  • научить принимать решения;
  • научить лидерским качествам и умению слушать товарищей;
  • дать ощущение своей важности и нужности, чтобы школа не ассоциировалась с чужеродным враждебным местом, где у тебя нет права голоса.

Структура самоуправления

Самоуправление предполагает, что в решении школьных вопросов задействуют всех участников процесса. Условно самоуправление в школе делят на четыре крупные группы:

  1. Самоуправление ученическое. Сюда входят органы, которые созданы и выбраны учениками.
  2. Самоуправление педагогическое. Педсовет — образец такого самоуправления.
  3. Самоуправление родительское. Распространенный вариант — родительские комитеты, представляющие интересы родителей и учеников класса.
  4. Самоуправление общешкольное. Сборный орган (как пример — совет школы), куда входят ученики, учителя и родители. Их создают для решения общешкольных вопросов.

Ученическое самоуправление подразделяется на 3 уровня:

  1. Первый уровень — это класс. Активную группу (совет актива) избирают в начале учебного года. Возглавляет совет актива класса председатель совета класса (или староста класса). Решения принимают на классных собраниях, которые проводят раз в четверть. Совет актива исполняет решения класса (советом актива чаще всего называют активистов среднего звена, а в 9-11 классах такую команду называют советом парламентеров). Что делает совет актива: подготавливает классные собрания и парламентские часы, анализирует деятельность, выполняет общественные поручения, готовит отчеты о проделанной работе, отвечает за выполнение плана работы в классе, участие класса в общешкольных делах, передает информацию о нуждах детей и проблемах в вышестоящий орган самоуправления.
  2. Второй уровень — ученическое школьное самоуправление. В виде общешкольных собраний проводят фестиваль дружбы (младшие классы), большой совет (среднее звено), конференции (для старшеклассников). Проводят раз в год молодежный парламент, избирают совет министров и школьную думу (или школьный парламент во главе с президентом). Что делает совет министров: обсуждает и принимает решения, доводит решения до активистов классов, организует выполнение решения, контролирует и анализирует результаты решения, готовит предложения по улучшению школьной жизни на совет школы.
  3. Третий уровень — совет школы. Состоит из учителей, учеников и родителей. Совет школы собирают раз в год или чаще, при необходимости решения важных для школы вопросов.

Для более четкой структуры и более слаженной работы нередко создают отдельные министерства:

  • министерство безопасности и труда с кураторами — заместителем директора по АХЧ и социальным педагогом. Министерство помогает поддерживать дисциплину и безопасность во время учебы и массовых культурных мероприятий. Осматривают кабинеты, помогают проводить субботники;
  • министерство печати (куратор — педагог-организатор). Министерство организует выставки рисунков, плакатов, помогает оформлять школу к праздникам. Освещает жизнь школы в школьной и районной (городской) газетах, на сайтах и других интернет-каналах;
  • министерство спорта с куратором — учителем физкультуры помогает организовывать походы, спортивно-массовые мероприятия. Работают над повышением престижа здорового образа жизни;
  • министерство образования с куратором-завучем помогает проводить предметные недели, олимпиады, познавательные игры, налаживают помощь неуспевающим учащимся.

Как организуют процесс

Процесс управления — это не хаотичные действия.

В каких документах описывают вопросы об ученическом самоуправлении в школе и предлагают их решение:

  • устав школы — главный документ образовательной организации. Здесь фиксируют всю работу и особенности функционирования школьной жизни;
  • правила школьной жизни (входят в устав школы или издаются отдельным документом);
  • кодекс чести школьника;
  • конституция учащихся школы.

Чтобы лед тронулся, придется приложить немало сил. Что делать, чтобы процесс заработал:

  1. Выяснить, интересует ли это детей, родителей. Хотят ли они активно участвовать в процессе.
  2. Поговорить с учителями, хотят ли они поддерживать такую инициативу. Есть ли учителя, готовые пройти профподготовку для работы по новым правилам.
  3. Если у школьников, учителей, родителей есть желание попробовать новинку, придется подготовить документы и прописать в них варианты работы с детьми и учителями.
  4. Придумать, как заинтересовать детей и учителей в более активной работе (никаких кнутов, только разнообразные пряники).

Самоуправление приживается не в каждой школе. Но там, где оно пустило корни, ученикам и учителям нравится идти новым путем. И возвращаться на старые рельсы, когда походы в школу воспринимались тяжкой рутинной обязанностью, они не желают.

Похожие статьи

К комментариям
Adblock
detector