Как строятся уроки по ФГОС


Типы уроков по ФГОС в основной школе — это занятия, структура которых изменяется в зависимости от целей обучения. Какими они бывают: новая тема (уроки «открытия» новых знаний), закрепление, повторение, обобщение, контроль, работа над ошибками, рефлексия.

Требования ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) главной своей целью ставит развитие личности ученика. Занятия по стандартам ФГОС выстраивают так, чтобы школьник не пассивно слушал учителя, а принимал активное участие, проявлял себя.

Наглядный пример, чем отличается структура уроков по ФГОС в начальной школе от классических уроков:

Структура урока Классическое занятие Занятие по требованиям ФГОС
Тема урока Озвучивает учитель Учащиеся формулируют тему
Цели и задачи Учитель озвучивает ученикам, чему они научатся Ученики самостоятельно устанавливают цели и задачи, опираясь на то, что они знают и чему стоит научиться
Планирование Учитель говорит, что сделать, чтобы достичь цели Ученики планируют самостоятельно, как достичь цели
Практическая работа Учитель дает задачи и упражнения Ученики работают в группе или самостоятельно
Контроль Учитель проверяет, как школьники выполнили работу Школьники контролируют себя самостоятельно или взаимным контролем
Работа над ошибками Учитель указывает на ошибки, корректирует работу Школьники выделяют трудные места и самостоятельно исправляют ошибки
Оценивание учеников Учитель выставляет оценки за работу на уроке Ученики оценивают свою работу по результатам (самооценка, оценка работы соседа по парте)
Итог урока Преподаватель спрашивает, что школьники поняли и запомнили на уроке Школьники сами оценивают, чему научились, что поняли, а что стоит повторить
Домашнее задание Учитель дает одно задание на всех Есть возможность выбора задания из предложенных учителем

Этапы урока

Уроки по ФГОС подразделяются на этапы. Суть каждого этапа — стимулировать ученика к самостоятельной работе. Учитель — не командир, он не приказывает и не указывает. Он консультирует и направляет.

На какие этапы делится занятие по ФГОС:

  1. Мотивирующий. Настроиться на работу.
  2. Повторение пройденного.
  3. Совместная постановка целей, определяют проблемные места, над чем стоит поработать.
  4. Поиск, как решить проблему. Решение практических задач.
  5. Коррекция знаний. Совместно проверяют решение, определяют пробелы и трудности.
  6. Самостоятельная работа.
  7. Систематизация знаний. Как новый материал связан со старым, как его применить в повседневной жизни.
  8. Выдача домашнего задания.
  9. Оценка работы.
  10. Рефлексия. Проговаривание учениками, чему они научились, что чувствуют, в чем возникли трудности.

Типы уроков

По ФГОС занятие относят к определенному типу в зависимости от того, какая планируется работа.

Существуют такие типы уроков по ФГОС в начальной школе, среднем и старшем звене:

  1. Урок изучения нового материала.
  2. Урок закрепления.
  3. Урок повторения.
  4. Урок систематизации и обобщающего повторения.
  5. Урок контроля знаний.
  6. Урок коррекции знаний.
  7. Комбинированный урок.
  8. Урок рефлексии.

Как проводят урок изучения нового материала

Структура отличается от общей схемы тем, что делают упор в основной части на понимание, усвоение и закрепление новых знаний.

Структура занятия изучения нового материала (его еще называют уроком «открытия» новых знаний):

  1. Организационный этап.
  2. Ставят цели и задачи урока. Мотивация на учебу.
  3. Повторение пройденного.
  4. Подача новых знаний.
  5. Проверка, как усвоили.
  6. Закрепление материала.
  7. Информация о домашнем задании, инструкции, пояснения.
  8. Подведение итогов (рефлексия).

Как проводят урок закрепления

На уроке закрепления важно показать, как знания и умения применить в повседневной жизни, чтобы материал хорошо усвоился.

Структура:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Повторение пройденного.
  4. Ставят цели и задачи урока. Мотивация на учебу.
  5. Закрепление по типовой схеме и закрепление при использовании усложненных задач.
  6. Творческое применение материала. Нестандартные задачи.
  7. Информация о домашнем задании, инструкции, пояснения.
  8. Подведение итогов (рефлексия).

Как проводят урок повторения

На уроке повторения работают по изученным темам, готовятся к контрольным работам и переходу к изучению новой темы.

Структура:

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания. При необходимости отрабатывают моменты, с которыми у детей возникли трудности.
  3. Ставят цели и задачи урока. Мотивация на учебу.
  4. Повторяют изученный материал, чтобы подготовиться к контрольным работам и перейти без пробелов в знаниях к новой теме.
  5. Отработка, как применять умения и знания в новой ситуации.
  6. Сводят изученное в единую систему, обобщают.
  7. Контроль усвоения. Обсуждают ошибки. Проводят работу над ошибками.
  8. Информация о домашнем задании, инструкции, пояснения.
  9. Подведение итогов (рефлексия).

Как проводят урок систематизации и обобщающего повторения

Структура:

  1. Организационный этап.
  2. Ставят цели и задачи урока. Мотивация на учебу.
  3. Повторяют изученное.
  4. Обобщают и систематизируют знания. Готовят учеников к обобщению знаний.
  5. Отработка, как применять умения и знания в новой ситуации.
  6. Сводят изученное в единую систему, обобщают.
  7. Контроль усвоения. Обсуждают ошибки. Проводят работу над ошибками.
  8. Информация о домашнем задании, инструкции, пояснения.
  9. Подведение итогов (рефлексия). Анализ работы, подведение итогов, выводов по изученному материалу.

Как проводят урок контроля знаний и умений

Структура:

  1. Организационный этап.
  2. Ставят цели и задачи урока. Мотивация на учебу.
  3. Выдают задания, чтобы оценить знания, навыки и умения. Задания дают по программе, с учетом индивидуального развития каждого ученика. Контроль проводят письменно или устно и письменно.
  4. Подведение итогов занятия (рефлексия).

Как проводят урок коррекции знаний, навыков и умений

Структура занятия:

  1. Организационный этап.
  2. Ставят цели и задачи урока. Мотивация на учебу.
  3. Озвучивают итоги контроля знаний и умений. Выделяют типичные ошибки, пробелы в знаниях. Определяют пути, как устранить пробелы и улучшить знания и умения. Учитель планирует индивидуальные, коллективные или групповые способы обучения.
  4. Информация о домашнем задании, инструкции, пояснения.
  5. Подведение итогов занятия (рефлексия).

Как проводят комбинированный урок

Структура:

  1. Организационный этап.
  2. Ставят цели и задачи урока. Мотивация на учебу.
  3. Повторение пройденного.
  4. Подача новых знаний.
  5. Проверка, как усвоили.
  6. Закрепление материала.
  7. Контроль усвоения, обсуждают ошибки, корректируют.
  8. Информация о домашнем задании, инструкции, пояснения.
  9. Подведение итогов (рефлексия).

Как проводят урок рефлексии

Задача такого урока — научиться самостоятельно планировать, анализировать и контролировать свою работу. Ученик ищет, где у него трудности в учебе, и составляет план, чтобы с этими трудностями справиться.

Целями урока рефлексии бывают:

  • повторение;
  • закрепление;
  • обобщение пройденного.

На таких уроках дети определяют границу своего знания и незнания.

Есть ли отличие структуры уроков начальной школы от основной школы

Структура проведения занятий в началке, старшем и среднем звене схожа. Но этапы урока по ФГОС в начальной школе включают в себя обязательные физкультминутки и меньший объем самоанализа. Деткам в младшей школе учитель помогает понять цель занятия, задает наводящие вопросы: чего мы не знаем? а нам пригодится вот это?. В старшем звене больше внимания уделяют рефлексии, анализу того, как школьник усвоил материал, осознанию, чего не хватает для полного понимания, и что сделать, чтобы знания хорошо уложились в голове.

К комментариям
Adblock
detector