Как писать сочинение-рассуждение: план


План для сочинения-рассуждения — это структура, по которой удобно писать текст на выбранную тему. Состоит из вступления, основной части и заключения-вывода.

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение отличается от обычного сочинения тем, что ученику предлагают какое-то предложение, тезис. Ученик с этим тезисом соглашается или нет и доказывает, подтверждает свою точку зрения.

Как писать сочинение-рассуждение: план

План сочинения

План поможет не потеряться в дебрях собственных мыслей и впечатлений.

Классическая структура, из чего состоит сочинение-рассуждение (план, который рекомендуют учителя):

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.

Вступление

Во вступлении задают направление будущему рассуждению. Здесь допускается привести примеры из творчества автора произведения, личного опыта. Во вступлении к сочинению-рассуждению показывают личностное отношение к тезису: свое согласие с ним или несогласие. Задача вашего вступления — подвести к проблеме, к раскрытию темы сочинения.

Основная часть

В основной части сочинения-рассуждения анализируют произведение или информацию, которая предложена в теме. Здесь доказывают свою точку зрения, приводят личный опыт, примеры из жизни, литературы. Если во вступлении достаточно пары предложений, то основная часть редко обходится одним абзацем. Ее рекомендуют разбивать на подробные подпункты. Для примера, по какому плану строится рассуждение в основной части сочинения:

  1. Описываем проблему.
  2. Даем комментарий по этой проблеме.
  3. Отмечаем позицию автора по этому вопросу.
  4. Даем своими словами авторскую аргументацию.
  5. Описываем собственную позицию.
  6. Приводим аргументы, которые подкрепляют нашу позицию (жизненный опыт, наблюдения, сравнения с другими произведениями).

Заключительная часть

В заключении делаем выводы, подводим итоги. Объясняем, чем важна тема, с которой вы работали для общества. Описываем собственные впечатления, отношение, переживания, вызванные темой.

Что использовать в сочинении

В сочинении-рассуждении важно отразить собственные мысли, высказывания, гипотезы, привести аргументы и доказательства своей точки зрения.

Структура при работе по литературному произведению:

  1. Выделите тезис.
  2. Приведите аргументацию с примерами.
  3. Сделайте выводы.

Тезисы

Тезисы — это мысли, сконцентрированные в предложении. Тезисы используют во вступительной части, обозначая ими содержание вашей работы.

Какие выражения использовать

В работе не возбраняется использовать клише, речевые обороты, которые подчеркнут стиль изложения.

Во вступлении используйте речевые обороты, которые помогут придать правильный окрас вашей работе: «Я давно задумывался…», «На мой взгляд, писатель прав, утверждая, что…».

Во вступлении допустимо использовать слова:

  • противопоставляет, подчеркивает, раскрывает содержание;
  • анализирует, характеризует, рассуждает;
  • ссылается на…, останавливается на…;
  • отмечает важность, формулирует, доказывает;
  • сравнивает, сопоставляет, противопоставляет.

Для начала основной части хорошо подходят такие вводные предложения: «Автора волнует проблема…», «Автор заставляет нас задуматься о проблеме…», «В тексте автор поднимает вопрос…».

Раскрытие авторской позиции

Чтобы ярче раскрыть авторскую позицию, не стесняйтесь пользоваться избитыми оборотами. Индивидуальности успеете добавить собственными мыслями и отношением к проблеме. Вспоминайте, как пишется план сочинения-рассуждения: основная часть строится на аргументации и примерах. Уместно начать предложение со слов «автор»:

  • настаивает на…;
  • раскрывает проблему на материале…;
  • подводит читателя к выводу…;
  • заостряет внимание…;
  • выражает свое видение проблемы при помощи…;
  • в подтверждение своей точки зрения…

Какие обороты использовать для описания своей позиции и мыслей

Используйте выражения:

  • трудно не согласиться с автором;
  • я разделяю позицию автора в этом вопросе;
  • мне неприятна авторская точка зрения;
  • я не разделю взгляды автора на вопрос;
  • мне близка позиция автора.

Выводы

В заключительной части не расплывайтесь. Делайте обобщение, выводы. Ответьте на вопрос, доказали ли своими рассуждениями важность проблемы, ответили ли на вопрос, поставленный во вступлении. Чтобы органично закончить сочинение, используйте призыв к действию «Так будем же терпимее друг к другу!», «Давайте слушать и слышать родных!».

Какие выражения помогут подвести к заключению:

  • следовательно;
  • исходя из проведенного анализа;
  • по моим рассуждениям;
  • исходя из приведенных аргументов;
  • исходя из сказанного.

Пример плана сочинения-рассуждения

На примере произведения «Слово о полку Игореве» составим план сочинения-рассуждения на тему «В чем актуальность «Слова о полку Игореве» в наши дни?»:

I. Вступление. «Слово о полку Игореве» создано более восьми столетий назад. Но темы, затронутые в этом произведении, являются общенародными, потому «Слово…» остается актуальным и в наши дни.

II. Основная часть.

1. Проблема разъединения славянского мира. В наши дни не все славянские народы рады друг другу (например, русские и украинцы). Хотя их объединяют тысячелетия общей истории, языка, культуры. Незримый враг, грозящий славянскому миру, — глобализация. Потеря глубоких связей между славянскими странами способна привести к тому, что их культура станет однообразной, безликой, ориентированной на Запад. Призыв к объединению славянских народов, союзничеству равных сейчас актуален как никогда.

2. Независимый дух произведения. Автор «Слова…» хоть и восхваляет князя Игоря и других русских князей, но, тем не менее, критически оценивает результаты их действий. Автор стремился к тому, чтобы его голос выражал позиции всего русского народа.

III. Вывод. «Слово о полку Игореве» напоминает нам о наших культурных корнях, об общей истории разделяющихся сейчас славянских народов.

Скачать план сочинения о «Слове о полку Игореве»

К комментариям
Adblock
detector