Что такое вальдорфская школа


Вальдорфская школа — это общеобразовательное учебное заведение. Преподавание ведется по альтернативной педагогической системе, основанной на антропософских представлениях.

О вальдорфской системе образования существуют самые противоречивые отзывы. Одни считают ее одной из самых прогрессивных и эффективных, кто-то категорически ее не приемлет. Мы постараемся осветить наиболее часто возникающие вопросы: вальдорфская школа — что это за образование, ее отличия от других учебных заведений, основные принципы обучения, риск столкнуться с недостатками этой системы.

Небольшой исторический экскурс

В 1907 году Рудольф Штайнер, философ, эзотерик и исследователь, написал книгу «Образование ребенка», послужившую фундаментом для основания первой школы, открывшейся в 1919 году в Германии по просьбе владельца табачной фабрики «Вальдорф Астория». Название фабрики и послужило источником современной торговой марки, предназначенной для использования совместно с учебным методом, — «вальдорфская педагогика». Когда самого Рудольфа Штайнера попросили дать определение антропософии для Оксфордского словаря, он написал: «антропософия — это познание, осуществляемое в человеке его высшим Я». Последователи этого учения определяют его как сверхчувственное познание мира через самопознание человека как космического существа.

Первая такая школа предназначалась для детей работников фабрики, преследовала цель их социализации и воспитания свободного человека. В ней отсутствовал отбор по материальному и социальному признаку, дети из разных слоев общества обучались вместе.

За пределами Германии новая методика обучения получила признание, и к началу девяностых в мире действовали около 500 школ.

Примерно в это же время они появились и в России. В 1989-м открылась первая вальдорфская группа детского сада, в 1992-м — первая школа. Сейчас в России насчитывается более 20 таких школ. Существуют около 100 детских садов и дошкольных студий.

Не суть важно, кем была создана первая свободная вальдорфская школа, — Рудольфом Штайнером более века назад, это мы уже выяснили. Нам интересно, что она представляет собой сегодня.

Отличительные особенности

Школы, о которых идет речь, представляют собой самую большую группу среди независимых частных школ мира. В них нет централизованного управления; каждая школа административно независима. Существуют ассоциации, которые готовят педагогов, публикуют методические и другие материалы, проводят конференции и работают в поддержку движения.

Основным отличием этой школы от обычной является воплощение идеи о том, что детство — это не короткий период времени, который максимально используется для развития и обучения ребенка, как полагает большинство традиционных методик, а уникальное время для игр, развития творческих способностей и духовного потенциала. Логические предметы изменяют сознание, заставляя мыслить абстрактно, в то время как естественное мышление направлено на всестороннее исследование окружающего мира.

Эта школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему. Программы строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика.

Вальдорфский подход к обустройству пространства категорически исключает современные технические устройства: компьютеры, телевизоры, гаджеты… Помещения обставлены мебелью из натурального материала (деревянные столики, плетеные стулья, открытые полки с материалами для рукоделия); стены и окна декорированы текстилем в теплой цветовой палитре.

Как поступить в вальдорфскую школу

При поступлении проводится собеседование с родителями и ребенком. Цель собеседования — выяснить осведомленность семьи об особенной системе образования и отношение к ней. Обсуждается возможность участия родителей в образовательном процессе и в жизни школы.

Единственной законной причиной для отказа принять ребенка в школу станет недостаточное количество мест. Если решение обучать ребенка в такой школе принято, озаботьтесь прежде отдать его в дошкольное учреждение подобного типа. Выпускники дошкольного подразделения или детского сада обладают приоритетом при поступлении.

Основные принципы и методы вальдорфского образования

Эту школу называют «школой в интересах ребенка», гуманной школой, где основа — не передача знаний, а воспитание гармонично развитой личности.

Главный принцип — не форсировать интеллектуальное развитие малышей. В школах нет традиционных уроков и оценок. Школьный учебный материал преподается «эпохами», которые распределяются на три-четыре недели. Это дает ребенку возможность полностью погрузиться в изучаемую тему. Учебный день разделен на три блока: духовный, душевный и творческий.

До старшей школы у учеников нет учебников, только тетради, где они ведут записи. Особый упор делается на второстепенные для обычной школы предметы — музыку, рисование, эвритмию (сочетание танца, музыки и поэзии).

С первого по восьмой классы с детьми работает один учитель, который для них и руководитель, и наставник, и доверенное лицо.

При подаче учебного материала учитывается уровень развития каждого ребенка и этап развития исторического общества (к примеру, в период полового созревания дети проходят эпоху средних веков, преподаватель делает акцент на мужественности рыцарей и женственности дам).

Основным педагогическим методом является метод «душевной экономии», состоящий в том, что педагоги в процессе обучения развивают у ребенка ту деятельность, которую он освоит без внутреннего сопротивления. До полового созревания работают с образным мышлением, чувствами детей и только после прохождения пубертата в учебный материал включаются понятия, направленные на развитие абстрактного мышления.

Платно или бесплатно

В России существуют как бюджетные, так и коммерческие общеобразовательные школы, обучение в которых ведется по вальдорфской методике. Существенных отличий нет. Разве что в бюджетных количество учеников в классе чуть больше — 20 против 15 в платных.

На сайте учебного заведения размещена информация о том, сколько стоит вальдорфская школа: в зависимости от региона и продолжительности пребывания это порядка 15 000-22 000 рублей в месяц.

Тому, кто записал ребенка в бесплатное учреждение, нет нужды думать, потянет ли бюджет семьи подобную нагрузку.

Преимущества и недостатки

Плюсы

  1. Безопасная среда для дружбы и построения отношений с разновозрастными детьми.
  2. Широкий кругозор. Традиционный набор академических предметов, дополнительные эстетические предметы.
  3. Обучение без стресса и шаблонов в благоприятной для всей семьи атмосфере, адекватная нагрузка, соответствующая возрасту ребенка, здоровое питание, ежедневные прогулки и подвижные игры.
  4. Коммуникационные навыки. Школа учит детей слушать, ждать, заботиться друг о друге, доводить дело до конца.
  5. Интерес к познанию сохраняется на протяжении всего периода обучения.
  6. Два иностранных языка с первого года обучения.
  7. Сопричастность родителей к жизни ребенка. Участие в школьных мероприятиях: праздниках, походах, мастер-классах.

Минусы

  1. Восприятие школы как секты. В соответствии с принципами школы, ученики должны взойти к «высшим духовным телам», объединить интеллектуальное и эмоциональное взросление и становление воли.
  2. Отсутствие системы оценок успеваемости учащихся в школе, экзаменов и контрольных работ.
  3. Необходимость адаптации ребенка к системе оценок в старших классах и вузах.
  4. Слишком позднее, по стандартным общеобразовательным меркам, начало изучения некоторых предметов.
  5. Прямая зависимость качества образования и воспитания ребенка от профессионализма и личности учителя.

Вряд ли Рудольф Штайнер — тот, кто создал вальдорфскую школу, — предполагал, что спустя 100 лет с момента основания его методика породит массу горячих дискуссий о плюсах и минусах этой системы образования. Отношение к его школе неоднозначное, от крайне восторженного до скептически негативного. Мы объективно рассказали об альтернативной системе образования, выводы делайте сами.

Похожие статьи

К комментариям
Adblock
detector