Логопедические занятия для детей 6–7 лет проводятся в школе, если у ребенка есть проблемы с речью. Пока они не решены, первоклассник не может научиться хорошо читать и писать.
Кому необходимы логопедические занятия?
Сейчас мало кого удивляет, что в школе проводятся занятия по логопедии для детей, и для этого есть причины. Пока малыш ходит в детский сад, в привычный коллектив, где его все знают, близкие могут не замечать у него «фефекты» речи (нечеткие звуки, неправильное ударение, перестановка слогов, искаженное построение предложений). В школе ребенок попадает в совершенно новую среду. Как он будет строить отношения в классе? Плохая дикция помешает и общаться, и отвечать на уроках. Он начнет смущаться, станет замкнутым.
Родители будущих первоклассников, начинайте логопедические занятия с ребенком 6 лет, даже если он уже четко произносит все звуки, читает и пишет, — лишним не будет.
Потому что такие отклонения, как дислексия (трудности при чтении, непонимание текста), дисграфия (проблемы с письменной речью, пропуски или перестановки букв), дизорфография (понимание орфографических правил, но неумение применять их на письме) катастрофически влияют на скорость и качество обучения.
Если заметны проблемы с речью или чтением, надо проводить занятия с ребенком у логопеда. Для самостоятельных занятий с ребенком можно найти в интернете бесплатные консультации логопедов: специалисты проводят мастер-классы для родителей или пробные уроки в режиме онлайн. Несомненно, заниматься лучше очно, потому что нереально сделать массаж языка через монитор. Но можно проводить некоторые логопедические занятия с ребенком дома, про это дальше.
Виды занятий для развития речи
Нарушения речи, связанные с чтением и письмом, проявляются в процессе учебы. Важно их вовремя распознать и начать корректировать. Вкратце поясним, какие занятия проводит логопед в школе, на что они нацелены:
- Исправление нарушений звукопроизношения, автоматизация навыка и распознавание звуков в речи и на слух.
- Преодоление недоразвития речи: наработка лексики, грамматики.
- Развитие связной речи: пересказы, рассказы по картине, по серии сюжетных картин.
- Коррекция ошибок на письме: исправление перестановки букв, проработка слоговой структуры слова, формирование орфографических навыков.
Когда школьники приходят на первое занятие с логопедом, с чего начать, вопросов не возникает. Педагог знакомится с детьми, показывает упражнения, которые заинтересуют детей (например, занятия для языка у логопеда очень веселые). Игровые логопедические занятия для детей 6–7 лет, которые учатся в школе, — важный компонент работы педагога. Подбирать на занятия с логопедом картинки — тоже его задача, есть специальные наборы карточек для конкретных дефектов.
Упражнения, которые легко выполнять дома
Сейчас занятия в школе недоступны. У вас есть домашние задания от логопеда? Если нет, то мы кое-что подскажем.
Упражнения на звуки и лексику легко совмещаются с домашними делами или пригодятся по дороге на дачу. Элементы соревнования повышают интерес, можно не думать, с чего начать логопедическое занятие, просто предложите ребенку сыграть:
- В скороговорки: кто повторит чище и быстрее?
- В чистоговорки: кто придумает смешнее?
- В слова на одну букву или один слог: кто вспомнит больше? Что есть вокруг на эту букву?
- В слова-прятки (где прячутся заданные звуки): кто составит больше?
При дислексии и дисграфии помогут ребусы, лото со слогами и словами, игра «Словодел», филворды (найти слова в квадрате, заполненном буквами) — в этом направлении есть много идей.
Для развития связной речи придумывайте истории по картинкам. Рекомендуется слушать мелодии и рассказывать друг другу, что вы представляете, когда слышите ту или иную композицию. Учите короткие стихи, обсуждайте их смысл.
Полезные советы родителям
Совет тем, кому скоро в школу: найдите занятия с логопедом для детей 6 лет, чтобы определить со специалистом, есть ли у ребенка проблемы, которые можно исправить до школы.
Пособия для школьного возраста:
- Теремкова Н. «Я учусь пересказывать».
- Воронина Т. «Дислексия, или Почему ребенок плохо читает?».
- Суслова О., Мальм М. «Дисграфия. Учусь различать звуки».
Находите время для общения с ребенком. И с удовольствием играйте в полезные игры!